Ежегодный «День квадроциклиста»
Уже за несколько часов до церемонии открытия в базовом лагере было шумно и людно: дилеры, представляющие самые популярные у нас марки квадроциклов и аксессуаров к ним, растягивали шатры и расставляли для показа уже известные и новые модели квадриков.
Например, компания Rosan выставила первую модель BRP в классе side-by-side - Can-Am Commander, а также квадроциклы Outlander 800R X MR с встроенными шноркелями и вынесенным наверх радиатором и Outlander 800R X ХС, адресованный поклонникам скоростной езды. Команды и индивидуальные участники тем временем готовили технику и экипировку к соревнованиям.
На оборудование трассы триала ушло два грузовика бревен. Сергей Кубанов. бессменный организатор-вдохновитель «Дня квадроциклиста», в сопровождении спешившихся наездников прошел все препятствия, показав технику прохождения и объяснив систему судейства. Казалось бы. для опытных пипотов преодоление трассы не должно было составить труда, однако скоро стало ясно, насколько сильно участники отличаются уровнем подготовки. Правда, в этом есть и большой плюс - демократичность соревнований, в которых могут принять участие не только именитые и многоопытные водители. Кстати, самому молодому спортсмену Михаилу Круликовскому (номер 94), весьма ловко прошедшему трассу, 14 лет.
По манере прохождения первого препятствия - горки - уже почти наверняка можно было предположить и почерк прохождения последнего - «качелей»: плавный съезд или пересечение финишной черты в полете. Триал для зрителя хорош тем, что на его глазах пилот демонстрирует едва ли не все тонкости своего мастерства: умение сохранить управляемость машины на препятствии, чувство габарита и манеру вождения, доведенную до автоматизма. Хорошо была заметна разница между настоящими мастерами, получающими от машины все, что она может дать, - верткость, приемистость, прыгучесть, проходимость, живучесть, - и теми, кто полагается в основном на возможности машины в ущерб наработке водительских навыков.
Затем спортсмены и зрители переместились в лес, где состоялся кантри-кросс. Основные события развернулись на ручье. Броду через него предшествовала «лужа» - грязевая яма, ставшая для большинства грязевой ванной.
Мало кому удалось из нее выползти без помощи лебедки. К завязшим в жиже или перевернувшимся в ручье машинам бросались одетые в цивильное эмоциональные зрители и, изрядно вымокнув вместе с пилотами, вытаскивали их на твердую землю. Стоя почти по пояс в грязи, здоровяк ростом заметно больше 190 см и весом под сто кило спрашивал пилота, ровно покрытого слоем грязи: «Леха, что мы можем сделать, чтобы ты ехал дальше?» Энтузиазм, лихость, азарт таких зрителей, их готовность к самопожертвованию рождали лишь одну ассоциацию - с легендарными чудо-богатырями Александра Васильевича Суворова.
Заключительный этап соревнований - трофи. Большинство зрителей собралось на крутом обрыве, спускавшемся амфитеатром к низине, где участникам предстояло форсировать два ручья, а потом преодолеть финишный подъем. Начала шоу пришлось ждать довольно долго. Наконец, с приближением сумерек показался первый пилот, которого все встретили дружными возгласами радости и одобрения.
Накопившаяся за день усталость гонщиков, преодоление препятствий и себя, близость долгожданного финиша, быстро сгущающиеся сумерки - все это превратило последнюю стометровку трофи в апогей соревнований. Готовность пожертвовать индивидуальным зачетным временем ради помощи своему конкуренту была яркой и приятной особенностью соревнований. На моих глазах участник гонки под номером 17 смог преодолеть предпоследний ручей одним прыжком. Сначала он на мгновение подъехал к берегу, как бы принюхался, затем сдал назад метров на пять и, газанув, перелетел через него, едва коснувшись задними колесами кромки размытого противоположного берега. На том берегу он развернулся, вызвав недоумение у зрителей, и, размотав лебедку, перетянул через ручей своего коллегу, с которым шел в паре. На последнем рубеже технология почти повторилась. Он ловчее многих форсировал ручей с уже изуродованными предшественниками берегами и лебедкой вытянул коллегу.
Разумеется, на «Дне квадроциклиста» было много опытных пилотов, но мне больше всего запомнились двое: Владимир Толмачев под номером 7 из клуба «Снежные волки» и уже упомянутый номер 17 - Сергей Долгополов из клуба «Мотозавры». Их отличали хладнокровие,уверенность, лаконичность движений и результативность всех действий.